В соцсетях не зарегистрирован, потому отправляю отзыв почтой, можете разместить от моего имени.
Почему выбрал ЦКПВ?
Выбирал из нескольких школ, школа БМВ, Ауди, отпали сразу, в виду невменяемой ценовой политики, стоимость в районе 500 евро. Жаба задушила.
Была еще какая то менее пафосная школа, название сейчас не помню, цена сопоставима с ЦКПВ, но после того, как мне сказали, что нет разницы, на каком приводе ваш автомобиль, типа приемы все одинаковые, желание у них учиться пропало.
Общение с ЦКПВ удовлетворило, люди адекватные, плюс нормальные цены.

Предварительная организация.
Заполнил заявку на сайте, со мной связались и сообщили в какие даты, и на какое время есть места в группах.
По мылу подтвердил, участие, зарезервировали место в группе с началом в 13-00, получил описание как добраться, телефоны тренера, квитанцию на оплату, оплатил в Сербанке 9100р.
Выехал из расчета полтора часа на дорогу. Дорога, как оказалось довольно простая, подробно описано как добираться, карта не требуется, лично у меня она отняла 45 минут от Октябрьского поля, до самой площадки.

На месте
Группа подобралась довольно разномастная, кроме меня было еще 5 машин: Мазда пикап, ВАЗ 2109, ниссан Алмера, то ли Хьюндай, то л КИА, не большая, но высокая и что то еще, не помню, на второй день не приехал человек, по этому занимались впятером.
Раздали номера участников, мне достался номер 1 )), поскольку приехал я раньше всех, на месте подписали договоры и под роспись ознакомились с правилами поведения.
Инструкторы укрепили рации в салоне. Связь односторонняя, слышишь только то, что говорят инструкторы, теоретически можешь ответить сам, но это рекомендуется делать только в крайнем случае, да и не возникает такой необходимости, если что то нужно узнать, можно подъехать и спросить, таким образом, поддерживается чистота эфира, слышишь только комментарии инструктора, а не возгласы коллег учеников (хотя в отдельных моментах я бы это послушал ))))).
Короткий инструктаж по рации, затем проезд в колонне по рабочим зонам с комментариями.

Поехали!
День первый.
Занятия начались с отработки экстренного торможения, необходимо разогнаться, желательно до максимальной скорости, которой можешь достичь (у меня на этом участке получалось около 100 км/ч), с учетом того, что в конце дистанции необходимо будет оттормозиться до полной остановки и не выкатиться за пределы зоны торможения.
Учишься определять необходимую для полной остановки дистанцию, в зависимости от скорости движения. Кроме того, отрабатывается навык собственно экстренного торможения, то есть торможения с максимальным замедлением на ограниченном участке.
Если верить моему глазомеру, то g35 полностью останавливается с сотни в пределах метров 35, это с работающей АБС, при этом никакого отклонения от траектории движения не было, в салоне пахло горелыми колодками, на дисках оставались размазанные следы, видимо колодки начали плавиться.
Оставшееся время полностью было посвящено стабилизации автомобиля на траектории, управлению балансом автомобиля, начиная с управления оным при помощи газа, потом, тормозов, и в конечном итоге руления. Прохождение змейки, имитация проезда лежачих полицейских, открытых люков, всё это с использованием переноса веса автомобиля.
Определенные трудности возникли, с прохождением змейки, часто, цитируя инструктора «вываливался за траекторию». Было бы не плохо, если бы в начале занятия на бумаге прочертили бы идеальную траекторию прохождения, хотя может быть это элемент обучения, который состоит в том, чтобы найти идеальную траекторию самому, понятно стало после того, как один из инструкторов пригласил проехать за его машиной на дистанции 5 метров. Тем, кто будет проходить обучение, рекомендую проехать за инструктором, а ЦКПВ рекомендую прорисовывать траектории на бумаге, для наглядности.
Это довольно рутинные занятия, но это основа, без которой двигаться дальше просто невозможно, это отчетливо стало ясно во второй день…

День второй.
Занятия начались с припоминания техники скоростного руления (отрабатывалась на предыдущих программах подготовки, данная программа идет как продвинутая), посредством прохождения нескольких кругов по змейке с глубокими поворотами.
А далее началось самое интересное, змейка на скорости, (конуса стоят в ряд, с одинаковыми интервалами), задача развить максимальную скорость, на выходе из змейки у меня получалось 80-90 км/ч, быстрее получалось, только мимо конуса. По словам инструктора, у любой машины есть предел, выше которого она уже не может.
Далее разнесенная змейка, (конуса не в ряд, и на разных интервалах). На тех скоростях, на которых проходили упражнения, без работы с балансом автомобиля (тема первого дня) пройти змейку было невозможно. Если передняя ось подгружалась не вовремя, g35 просто отказывалась поворачивать и ехала мимо поворота на вывернутых колесах, вела себя как классический переднеприводный автомобиль, с вытекающим сносом наружу дуги поворота, вежливые напоминания инструктора о необходимости придерживаться траектории, звучали как издевательство. Заправить машину в поворот можно было только с заносом (скольжением).

Хочешь скользить, скользи!
Объяснили технику, желающих нашлось не много, я и еще парень на Алмере.
По началу скользил и ехал как попало, как метко выразился инструктор, «скользить надо в начале дуги, а не тогда, когда получается», получалось по началу, где попало. В один из моментов погоня за скоростью и скольжением привела к ритмическому заносу и неуправляемому вращению, точнее управлять то я им пытался, только крутить руль на сухом асфальте почему то тяжелее, чем на снегу, одним словом не успел. Рабочие зоны расположены таким образом, что даже в этом случае места хватает, и возможность налететь на другого студента исключена.
Стало понятно, что сорвать g35 в занос на второй передаче (скорость на змейке около 40-50 км/ч, быстрее разогнаться не успеваешь, конуса расставлены не в одну линию, прямые участки короткие) одним только газом (power over) можно, но срыв происходит поздно (даже у g35 не хватает мощности, чтобы сразу сорвать колеса в пробуксовку на сухом асфальте), соответственно занос происходит с опозданием и траектория нарушается.
Попробовал технику clutch kick (выжим сцепления, перегазовка, резкое «бросание» сцепления) помогло, проехал несколько кругов довольно сносно, скажем так, технику понял, круги пошли один лучше другого, потом стало жалко сцепление, керамическое то еще не заказано )).
Дальше продолжил power over, постепенно стало получаться, хотя и не так эффектно, как со сцеплением.
Короткий перерыв и тест на усвоение пройденного материала - змейка с ловушкой (конуса в ряд, с сокращающимися к концу дистанции интервалами), задача, как обычно, пройти за минимальное время. В начале дистанции разгон и управление балансом при помощи одного газа, интервалы сокращаются, меняется траектория, нужны более широкие заходы, применяешь загрузку оси торможением, и в самом конце интервалы минимальные, добавляется работа рулем.
Удивительное дело, но по мере выполнения каждого упражнения и в особенности последнего, начинаешь без комментариев инструктора понимать, правильно ли ты всё сделал. Вернее будет сказать чувствовать, именно чувствовать, потому, что понять не успеваешь, и если в начале упражнения ты борешься с автомобилем, то к концу ты начинаешь его чувствовать, а главное чувствовать свои действия. Это совсем не то чувство автомобиля, которое ты ощущаешь при движении по городу, или по трассе, пусть даже это движение быстрое, активное и рискованное. Это чувство появляется на грани возможностей твоих и автомобиля, и пропадает, когда отступаешь назад от этой грани.

Финальный тест
В моей практике из прошлой жизни упражнение называлось «Не сбей бабку!». В ЦКПВ его несколько разнообразили.
Суть такова, ты разгоняешься (чем быстрее, тем интереснее, норматив был не менее 60 км/ч), въезжаешь в коридор из конусов, коридор имеет разрыв со стоящим посреди конусом, который собственно и имитирует внезапно возникшее препятствие (ту самую бабку), ты должен успеть его объехать и вернуться в коридор, объезжать с любой стороны, выполнялось на снегу.
Как это выглядело в ЦКПВ.
Вводные теже, только скорость выше, (всё таки асфальт), для себя решил, что моя скорость – максимальная, которую успею развить. В разрыве коридора устанавливается сплошной забор из конусов, имитирует забор бетонный, по обеим сторонам стоят инструктора, которые бросают перед машиной конус, имитируя «бабку», если конус бросили слева, то объехать надо справа, и наоборот, однако, если конуса бросили оба инструктора, то надо применить экстренное торможение.
Особенных проблем упражнение не вызвало, тормозов хватало, АБС даже не включалась. Хотя, внезапно брошенный инструктором конус, вызывал ощущения очень близкие к реальным, когда вдруг видишь пешехода, рванувшего к отъезжающему троллейбусу.
Особенно порадовало, как выполнила упражнение девушка на ВАЗ 2109, действительно очень достойно, тянуло на рекламный ролик.
Почувствовав, что всё идет хорошо, в очередной раз стартанул с задачей разогнаться как можно быстрее, на входе в коридор, получилось почти 110 км/ч. И тут оба инструктора (потом я подумал, что это они сговорились, гады )) ) бросают свои конуса, а это значит, что маневрировать нельзя, надо тормозить!
-Страйк! (успел я подумать под хрумканье АБС и влетел в забор из конусов).
Инструктор резонно заметил, что рекомендованная скорость была 80 км/ч, а я ехал с явным превышением, потому места на торможение не хватило.
В очередной раз стартую, на входе в коридор, получились теже почти 110 км/ч.
Конус прилетает справа! (значит объезжаем слева).
Удар по тормозам! (скорость немного падает, передние колеса загружаются).
Руль влево, слегка отпустить тормоза!
Успеваю! (повернул руль и объехал брошенный конус).
Вернуться в коридор уже не успел…
Инструктор безэмоциональным голосом робота сообщает:
-Первый, бабушка здорова, но со встречной машиной разъехаться не удалось.
На секунду представил картину из реальной жизни…
Конуса из под g35 вынимаются плохо, низковата, но вреда не наносят, сделаны из довольно мягкой резины.
Вопрос: зачем отпустил тормоз, есть же АБС?
Ответ: на АБС g35 НЕ ПОВОРАЧИВАЕТ! Проверено предыдущим змейками. Точнее, поворачивает, конечно, но радиус поворота увеличивается в разы, не верите, попробуйте сами, но лучше с конусами, чем с бабками.

Оценки:
Работа фронт офиса: Оценка 5

Инструктора: подчеркнуто вежливые, указания на ошибки очень деликатные, комментарии сдержанные, немногословные и по существу, эмоций не более чем у рептилии. Оценка 5-
Может у меня какие то детские комплексы остались, но порой эмоциональный комментарий типа: Куда ж ты тра-та-та газуешь! Положительно повлияли бы на процесс обучения. )))

Организация: Претензий нет, разве что не было обещанной воды на площадке, что привело к износу резины (у меня по крайней мере, те, кто не скользил, соответственно резину потер не сильно). Как я уже говорил, не мешала бы некоторая теоретическая подготовка, а именно прорисовка идеальных траекторий в зависимости от скорости и разнесенности змеек. Кроме того, о том, что возможен 15-20% износ резины узнаешь уже из правил, которые дают перед въездом на площадку. Оттуда же узнаешь про необходимое количество бензина в баке. Хотя каюсь, может я не внимательно читал сайт и там это все было написано.
Оценка 4+

Инфраструктура: Рядом мойка, туалет, кафе, в общем всё, что нужно есть, в полукилометре - Сорочаны и парк Экстремального отдыха «Экстрим». Асфальт на площадке весьма шершавый, коэффициент сцепления высокий, на мой вкус мог бы быть и более гладкий.
Оценка 5
Оценки по 5 бальной системе

Важно:
1. Если есть старая резина, рекомендую обуть, износ может быть значительный. (Яну на 275 катках, про скольжение можно забыть ))) ).
2. Приезжать на площадку на каждое занятие нужно с примерно 35 литрами бензина в баке. Больше заливать не надо, тяжелеет зад автомобиля, соответственно сорвать в занос сложнее. Во второй день у меня в баке было 27 литров, за время работы на площадке проехал всего 85 километров, до лампочки!
Примерный расход на эти 85 километров составил 25 литров! Ближайшая заправка только на Дмитровке, то есть километров через 15-20 от площадки, мне до заправки еле хватило.
3. Да, систему стабилизации (VDC) конечно же следует отключить ))

Итог: заявленная цель программы, на мой взгляд достигнута, теорию знал и раньше, в авто журналах об этом много пишут, но применить её без отработки тяжело.
У меня же была своя цель - понять пределы машины, проверить, что она может, а что нет, узнать, что начинается после этих пределов. Для себя я это понял.
Кустов Сергей, 31.03.2015
Кустов Сергей проходил обучение по программам следующих блоков:
Комментарии МастерКласса:
«Сергей проходил занятия на автодроме в Сорочанах. В настоящий момент занятия проводятся на Ходынке и Нижних Мневниках.»
В заказе

Итого рублей
Оформить!