11 причин потери контроля над автомобилем

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ.

ведущий тренер  Центра контраварийной подготовки водителей "МастерКласс" 

Колонтай А.Н.   1995 - 2019 г.г.

"…все определения, закономерности и доказательства основаны на информации, полученной опытным путем и никакой другой информации использовать не могут, поскольку ее просто не существует. Связывание понятий между собой за счет выделения одних из них в качестве причин, а других - в качестве следствий всегда в значительной мере условно, но позволяет выявлять и использовать закономерности. Поэтому я не могу утверждать, что представленные данные являются абсолютно полными и точными. Поскольку мы продолжаем свою работу, то с большой долей вероятности можно утверждать, что в представленный ниже перечень нами будут вноситься дополнения, изменения  и уточнения…"

 

Физический процесс

Причина

Последствия

1

Поперечный (боковой) снос (скольжение) передней оси.

1. Превышение скорости входа в поворот(99%)
2. Ошибка траектории движения в повороте.
3. Грубая работа рулевым колесом
4. Грубая работа педалью газа (передний и полный привод)
5. Отпускание педали газа(торможение двигателем) на дуге поворота (передний и полный привод)
6. Аквапланирование
7. Сноупланирование(тот же процесс, что и аквапланирование, только на снежной поверхности)

Потеря управляемости

2

Поперечный (боковой) снос (скольжение) всех осей а/м.

1. Грубая работа педалью тормоза на дуге поворота (блокировка всех колес)
2. Превышение скорости входа в поворот.
3. Аквапланирование
4. Сноупланирование

Потеря устойчивости и управляемости

3

Занос (скольжение) задней оси.

1. Грубая работа педалью газа как на прямом участке дороги, так и на дуге поворота (задний и полный привод)
2. Отпускание педали газа (торможение двигателем) в момент поворота рулевого колеса (передний привод)
3. Отпускание педали газа(торможение двигателем) перед резким и глубоким поворотом рулевого колеса (начало приема загрузка-поворот-тяга)
4. Грубое отпускание педали газа на дуге поворота (задний привод)
5. Грубое отпускание педали сцепления, при включенной передаче, на дуге поворота - торможение двигателем (задний привод)

6. Включение стояночного тормоза про движении по дуге поворота (за исключением автомобилей у которых стояночный тормоз блокирует КПП, трансмиссию или  передние колеса)

Потеря устойчивости

4

Блокировка колес (прекращение их вращения во время движения автомобиля).

1. Чрезмерное нажатие на педаль тормоза(на автомобилях, не оснащенных ABS).
2. Включение стояночного(ручного) тормоза во время движения автомобиля.
3. Техническая неисправность а/м (тормозные механизмы, подшипники колес, КПП, редукторы мостов и т.д.)
4. Грубое отпускание педали газа на дуге поворота(задний привод)
5. Грубое отпускание педали сцепления, при включенной передаче, на дуге поворота - торможение двигателем (задний привод)
6. Отпускание педали газа(торможение двигателем) на дуге поворота (передний и полный привод)

Потеря управляемости.
Потеря устойчивости.

5

Пробуксовка колес.

1. Сильное и резкое нажатие на педаль газа.
2. Движение по дороге с переменным коэф. сцепления при постоянной величине нажатия на педаль газа (асфальт - лед, гравий и т.д.)

Скольжение ведущих колес:
передний привод:потеря управляемости (снос передней оси);
задний привод:потеря устойчивости(занос);
полный привод:потеря управляемости + устойчивости (снос или занос)

6

"Загрузка" - увеличение силы прижатия колес а/м

1. Поворот Рулевого Колеса(загрузка переднего опорного колеса, внешнего по отношению к повороту РК).
2. Резкое отпускание педали газа (загрузка передних колес).
3. Нажатие педали тормоза (загрузка передних колес).
4. Резкое нажатие педали газа (загрузка задних колес при движении по прямой).
5. Выравнивание РК после его поворота (загрузка переднего колеса, внутреннего по отношению к повороту РК).
6. Приземление после подброса (с трамплина) (резкая, чрезмерная загрузка передней оси и затем задней оси. Может сопровождаться продольным раскачиванием автомобиля после приземления).

7. Активное нажатие на педаль газа при движении по дуге поворота (задний и полный привод – заднее внешее колесо по отношению к повороту рулевого колеса; передний привод – переднее внешнее/опорное/ колесо по отношению к пороту рулевого колеса ).

Зависит от ситуации и тактических задач водителя.

7

"Разгрузка" - снижение силы прижатия колес автомобиля, вплоть до отрыва их от полотна дороги.

1. Резкое нажатие педали газа (разгрузка передних колес при движении по прямой).
2.Резкое отпускание педали тормоза после активного торможения (разгрузка передних колес).
3. Нажатие педали тормоза (разгрузка задних колес).
4. Резкое отпускание педали газа, при включенной передаче(разгрузка задних колес).
5. Резкое отпускание педали сцепления, при включенной передаче(разгрузка задних колес).
6. Поворот Рулевого Колеса(разгрузка переднего колеса, внутреннего по отношению к повороту).

7. При выполнении приема "загрузка-поворот-тяга" (на переднем приводе в первой фазе/загрузке/ оба задних колеса, во второй фазе/поврот РК/ переднего внутреннего и, особенно, заднего внутреннего/вплоть до отрыва от полотна дороги/ по отношению к повороту колеса)

Зависит от ситуации и тактических задач водителя.

8

Поперечный (боковой) крен автомобиля

(Вращение автомобиля относительно его продольной оси)

1.Поворот рулевого колеса.
2.Упор о помеху на дорожном полотне внешней боковой поверхностью одним или двумя колесами (обычное явление при боковом сносе автомобиля).

Возможно опрокидывание автомобиля на борт.

9

Продольный крен автомобиля

(Вращение автомобиля относительно его поперечной оси.)

Выполнение приема "Загрузка"(п.6)

Выполнение приема "Разгрузка"(п.7)

"Загрузка", "разгрузка" или продольное опрокидывание автомобиля.

10

"Подброс" (подскок) автомобиля.

Разновидность "разгрузки".(п.7)

Происходит при проезде на высокой скорости "трамплинов" или "лежачих полицейских".

Отрыв одной или обеих осей с последующим жестким приземлением. Возможны повреждения элементов подвески. И в случае, если передние колеса при отрыве их от полотна дороги были повернуты, то при приземлении возможно опрокидывание автомобиля на бок.

11

Вращение автомобиля относительно его вертикальной оси
1.Снос перед колес;
2.Занос;
3.Движение по дуге поворота)

Поперечный (боковой) снос (скольжение) передней или всех осей автомобиля; (п. 1, 3)

1.Потеря управляемости.
2.Потеря устойчивости.
3.Поворот автомобиля

Любое копирование представленного материала возможно исключительно 

с разрешения автора и с обязательным размещением активной ссылки на базовое расположение в сети !

 

 

Мы в социальных сетях К блогу

благодарственные письма: