Вождение @ Управление

Вождение @ Управление

Как правильно? Водить автомобиль или управлять автомобилем ?

Вот и думаю: «Чему же я, уже почти тридцать, лет учу?» 

Придётся для начала обратиться к классикам Владимиру Ивановичу Далю и его коллегам, настоящим знатокам русского языка. Только Научные Знания, и никаких «мнений экспертов из дзенов»!

 Водить — водить, вести или весть, … таща за собою силою, понуждая, или же помогая, поддерживая, или указывая путь, …

Водить хороводы, собираться, составлять хороводы. 

«Пусти бабу в рай, а она и корову за собою ведёт»1

Несмотря на множество значений слова водить, для автомобиля все же, хотя и с большой натяжкой, больше всего подходит аналогия водить за собой кого-то. Водили коня под уздцы или держали коня под уздцы. Но, водить можно только  держа за руку или таща за собой на верёвке… ! И это совсем не «управлять»!

«У крыльца комендантского дома казак держал под уздцы прекрасную белую лошадь киргизской породы».2 

Но первым обратил внимание на несоответствие слов водитель и извозчик, а значить управлять или водить Леонид Осипович Утёсов.

«- Эй, извозчик!

- Я не извозчик - я водитель кобылы!»3

Ну, а поскольку «самобеглые коляски» появились значительно позже «кобыл», то для тех, кто садился за руль автомобиля, ещё не было придумано названия. Вот и приняли самое знакомое и близкое по значению слово водитель.  «Автомобиль водить под уздцы» уже достаточно сложно, а быть извозчиком автомобиля, как бы  не соответствует статусу. Хотя, есть неплохой фильм «Воздушный извозчик», по-современному пилот самолёта. Но это уже игра художественного воображения автора. И в таком контексте, это словосочетание вполне допустимо

Итак, как правильно? «Водить» или «Управлять» ?

Попробуем исходить формально - из решения функциональных задач, которые должен решать «человек, сидящий за рулём автомобиля».

Согласитесь, если тот же самый человек сидит сзади, (как бы это помягче сказать?)  .. хвоста лошади, то уж точно он им, прошу прощения ей, в смысле лошадью или конём, ну никак не управляет! Даже если извозчик будет «в стельку» пьян, то лошадь всегда сама возвращается домой, я бы даже сказал: "ведёт пассажира". Она живая и у неё есть свой «лошадиный интеллект». А автомобиль ? Вот в том то и дело! Он железный...

Живым существом управлять достаточно сложно! Можно лишь «попросить» его куда-то идти с помощью возжей. Ну, а поскольку то, на чем сидит извозчик, привязано к лошади, то и получается, что двигается он вслед и вместе с лошадью. Куда она пойдёт, туда и приедет человек.

Ну теперь с понятием водить уже более-менее все понятно.

А что же это за слово такое «управлять» ? 

Придётся вновь обратиться к классикам и знатокам русского языка.

«Управлять лошадьми, судном, рулём, давать направленье, заставлять идти правым, нужным путём».4

«Управлять —приводить в движение, направлять ход, действие кого-либо или чего-либо,

пользуясь механизмами, специальными приспособлениями».5

«Управлять – направлять  ход, движение кого-чего.  Кораблём, Конём».6

Начну сверху! С самолётов!

Для самолёта уже совсем не подходит водить самолёт! Таким сложным техническим аппаратом можно только «управлять» ! Самолётом управляют везде - на аэродроме и в полёте. Как это происходит?

Пилот получает информацию о великом множестве внешних параметров - состоянии самолёта, возможности движения с помощью аудиовизуальных, тактильных и кинестетических ощущений, от диспетчеров на земле. В этом ему помогает множество приборов электроники. Есть исследование, показывающее, что самолётом 5-6го поколения на сверхвысоких(гиперзвуковых) скоростях человек уже не может управлять! А значит он самолёту уже не нужен! И мы подошли к моменту, который реально превращает самолёт в аппарат, который «сам летит». Огромный объём информации, который надо проанализировать в мгновение и на её основе выдать точную, правильную и своевременную ответную управляющую реакцию на органы управления самолётом, из-за дефицита времени, это задача, которую человек не способен решить. Увы, наш «компьютер» для этого слишком медленный. Человек «заточен» под скорость, с которой может двигаться пешеход. А это 5-6 км/час, ну или чуть быстрее, если бежать. Если скорость значительно выше, то уже требуется специальная тренировка наших исполнительных «механизмов»  руки + ноги, чтобы они банально успевали делать все вовремя, а значит в нужном месте. Абсолютно аналогичная ситуация происходит с пешеходом, когда  он стремиться "права" - он из пешехода превращается в человека, который должен управлять автомобилем. Или все же водить автомобиль ? Проблема в том, что 5-6 км/час и даже скорость 60 км/час для пешехода очень большие. И для того, чтобы мозг человека успевал обрабатывать весь поток информации с дороги и вообще отовсюду - требуются тренировки намного сложнее, нежели обучение в автошколе. Человек, вышедший из автошколы, по сути остается пешеходом с точки зрения скорости обработки информации, принятия решения и исполнения.  Поэтому далее речь только огражданском автомобиле, т.к. для скоростей, на которых движутся спортивные автомобили, требуются совсем другие знания, навыки и чувства. И спортивным автомобилем уж точно управляют, "водить" его просто невозможно !  

Итак, мы и пришли к выводу, который теперь просится наружу сам.

Автомобилем, как и самолётом - управляют Водить их «на верёвочке» как лошадь - невозможно ! Ими можно только «управлять» !

По сути своей при управлении автомобилем человек выполняет функцию «человека -оператора». Такую же работу выполняют люди на АЭС, поездах, кораблях и конечно самолётах. Человек получает информацию извне, обрабатывает её, анализирует и своими «управляющими механизмами» руками и ногами выдаёт управляющие  команды неодушевлённому предмету команды - автомобилю через его органы. Как, куда и с какой скоростью двигаться. Кроме того, человек обязан контролировать и работу множества систем автомобиля, окружающую автомобиль ситуацию и контролировать действия других участников дорожного движения. На современных автомобилях, часть этой работы берет на себя электроника. Это безумный объем информации, при обработке которой нельзя ошибиться.

«…для успешной совместной работы человека и техники, каждый из компонентов нуждается в условиях, которые противопоказаны другому.

От техники требуется, чтобы она сохраняла заданное стабильное состояние при изменчивой среде.

Человеку же, управляющему этой техникой, для поддержания требуемого её состояния нужно, наоборот, разнообразие...

Поэтому при создании человеко-машинных систем в них приходится закладывать и то и что требуется для человека, и то, что способствует стабильной работе техники.»7

Ну и как же при всем этом можно автомобиль "водить" ?

Автомобилем можно только управлять !

И пусть водитель управляет автомобилем, а не водит его… под уздцы! 

Так будет профессиональнее и безопаснее для всех нас.

А мы постараемся учить так, чтобы каждый опытный водитель возвращался домой из каждой поездки живой.

Как же велик Русский язык !

 

Список литературы:

1 Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866

2 Пушкин А.С., Капитанская дочка

3 Леонид Утёсов

4 Толковый словарь Даля.

5 Толковый словарь Ефремовой

6 Толковый словарь Ожегова

7 Котик М.А., Емельянов А.М., Природа ошибок человека-оператора(на примерах управления транспортными средствами), М,: Транспорт, 1993. - 252с. Стр.9-10.

Мы в социальных сетях К блогу

благодарственные письма:

Мастер Класс
Россия, 111394, Москва, ул.Перовская,д.61/2, стр.1
Россия, Московская область, 140093, Дзержинский, ул. Лесная, 34
Россия, Московская область, 140123, Верхнее Мячково, аэродром Мячково
requests@m-class.ru
+7495 1270927