Читальный зал МастерКласса

Обгоны-Опережения!

Внимание!

Данный пост не может служить обучающим материалом и носит всего лишь информационно-справочный характер. Поскольку «обгон» самый опасный и сложный вид штатного движения транспортного средства, использование и применение рекомендаций из статьи выполняйте с корректировкой на фактические условия дорожного потока! Все возможные варианты дорожных ситуаций в статье предусмотреть невозможно! И всё же, всё что Вы прочитаете в этой статье, предназначено исключительно для сохранения Вашей жизни и здесь Вы не найдёте ничего про штрафы и наказания!

В этой статье также будет немного научно обоснованного условного расчета.
Что удивительный мир ПДД нам готовит?
Пытался для себя найти причину, почему при всей их корявости необходимо соблюдать ПДД? Жить стало легче и проще. Теперь я исхожу из того, что ПДД это, по сути своей, условные договоренности граждан Страны, которые позволять всем нам минимизировать риски получения убытков, травм и смерти.

Необходимая справка:
О том, как определяют термины «обгон», «опережение» и «перестроение» ПДД?
Обращаемся к источнику - п.1.2. ПДД (Постановление Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
"Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Внимание!
Не путать с очень похожими терминами, которые не очень честные сотрудники регуляторных дорожных служб могут трактовать по-своему:
"Перестроение" - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
"Опережение" - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
«Встречная полоса»
Тем более, что все эти три термина привязаны к другу по последствиям ошибок так, что их не оторвать.
Может кому-то пригодиться!
ПРО «ОБГОН».

Ситуация 1. Загородные трассы с одной полосой движения в каждую сторону.
Обгоны в зоне примыканий, обозначенных такими знаками, равносильно попытке самоубийства!!!
Я бы с таким знаком рядом ставил знак «Обгон запрещён». Но часто наличие прерывистой осевой и монотонность дальних перегонов провоцирует не замечать эти знаки. Тем более, что чаще всего они стоят «незаметно», да и, собственно, чего на него обращать внимание, это же всего лишь ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЙ ЗНАК, а не запрещающий!!!

Короче берите себе на заметку. Подстрахуетесь!
Почему это столь опасно и что бы не разжёвывать словами смотрите картинку.

Серая машина перекрывает видимость и жёлтому, и синему. Ввиду того, что не видят друг друга, для каждого из них – ДОРОГА СВОБОДНА ОТ ПОМЕХ и МОЖНО «БыСТРЕНЬКО» - обогнать и/или выехать на главную! Видео с подобными авариями в сети множество.
Ситуация 2. Обгон условной фуры/крупномера/

Водитель фуры: «высоко сижу, далеко гляжу»

Если водитель фуры настоящий, то поможет включением правого поворотника, подсказать, когда встречка свободна далеко и его можно обогнать. Но все же сами убедитесь, что дорога действительно свободна на достаточное для безопасного обгона расстояние (об этом в статье будет отдельное описание). Несколько раз встречались «шутники» или водители неправильно оценивающие мои возможности и возможности моего автомобиля для выполнения обгона. Имейте ввиду, что у каждого водителя свои принципы и признаки, когда можно обгонять, или другими словами – когда этот водитель начал бы обгон сам!! Т.е. он абсолютно безосновательно, не зная Вас, приписывает Вам свои возможности, способности и навыки.
И другой вариант помощи водителя фуры.
Ситуация 3. СМЕРТЕЛЬНЫЙ ОБГОН по принципу «УСПЕЮ-ПРОСКОЧУ!»

Видимо водители, предпочитающие такой тип обгона детскую сказку «Заюшкина избушка» выучили наизусть и используют в жизни принцип «Как выскочу, как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!»
Именно так, «клочками» и закачиваются такие обгоны.
Для водителя розового автомобиля ситуация внезапно становится критически опасной, у него/неё происходит дикий выброс адреналина в кровь, а другой гормон – кортизол, требует какого-то действия, но времени в 9 из 10ти случаев на действие нет!!! Что бы увернуться от такого «любителя сказок» надо быть постоянно готовым, но при долгом монотонном движении по скоростным трассам типа М4, скорость и оценка ситуации притупляется, а ситуация становится смертельно опасной для обоих. Сместиться от встречного на обочину или даже на встречку – это самая настоящая лотерея. Однозначной рекомендации для водителя розового автомобиля у меня нет! 50/50 !
Умрут оба или выживут.
Ситуация 4. Как тактически выполнять обгон правильно?

Какое расстояние движения при обгоне по полосе встречного движения можно считать гарантированно безопасным?

Сложность в том, что кроме глазомера надо опираться на что-то осязаемое, понятное и простое! И лучше всего для этого ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВРЕМЯ БЕЗОПАСНОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ВСТРЕЧНОЙ ПОЛОСЕ до возврата в свой ряд.

Предлагаю исходить из следующего условного принципа, что и Вы и встречный автомобиль двигаются со скоростями не менее 100 км/час. Т.е. чтобы было понятнее и проще, считайте, что это Вы двигаетесь со скоростью 200 км/час к стоящему впереди розовому автомобилю. Та фура, которую Вы обгоняете двигается на 20 км/ч медленнее Вашего автомобиля, т.е. 80 км/час. В уме держим то, что для экстренного торможения перед стоящим розовым автомобилем потребуется чисто тормозного пути со скорости 200 км/час до полной остановки не менее 263 метров плюс перенос ноги с «газа» на тормоз ещё 55 метров. Итого 318 метров. Время движения до точки возможного столкновения 318 метров, составляет ~ 6 сек. «Дарим» себе ещё 1 сек движения и добавляем еще пару секунд на разгон в своей полосе и получаем такую картинку:
Т.е. для гарантированно безопасного обгона при разнице скоростей 20 км/час и одинаковой скорости сближающихся автомобилей, потребуется не менее 9 секунд движения по встречной полосе! Но поскольку у нас торможения не будет, то время на перенос ноги с газа на педаль тормоза (1 сек) из расчёта исключаем и тогда суммарно на скорости ≈ 55,6 м/сек за 9 сек автомобиль проедет примерно 500 метров! Учитывая, что между осветительными столбами примерно 50-55 метров, то до встречного «розового» автомобиля должно быть не менее 11 столбов.

Вариант моей личной тренировки оценки безопасного расстояния:
Двигаясь по своей полосе, выберите вдалеке на встречке какой-то автомобиль, и начинайте считать время как это делают парашютисты (501…502…503… … 509) до момента, когда встречный поравняется с Вашим автомобилем.

P.S. к Ситуации 4 – С удовольствием приму Ваши рекомендации по иной тренировке глазомера.
ПРО «ОПЕРЕЖЕНИЕ».

Ситуация 5. Опережение условной фуры/крупномера/

Очень часто такое бывает на длинных подъёмах-тягунах, когда фура, разогнавшись в горку, упирается в автомобиль.

Водитель фуры:

«я тоже разгоняюсь перед тягуном, чтобы в горку заехать по инерции, без переключения передачи на пониженную, с меньшими потерями топлива»

Смотрите картинку. При разгоне под горку водитель синего автомобиля хорошо видел, что фура догоняет розовый автомобиль! И абсолютно ясно, что он пойдет на его «опережение», используя «перестроение».

Поэтому лучше заранее снизить скорость и проехать мимо розового автомобиля ЗА фурой. Если перед розовым автомобилем есть свободное пространство, фура пропустит синий автомобиль. Все это достаточно просто просчитать заранее, наблюдая за потоком сверху, перед началом спуска с горки.
Про фуры читайте у меня статью «ДАЛЬНОБОЙЩИКИ. И КАК С НИМИ УЖИТЬСЯ НА ДОРОГЕ?»

Главный вывод

Никаких паровозиков и прикрытий во время обгона! На обгон выходить только в одиночку! Имея четкий алгоритм действий на все перечисленные (и особенно не перечисленные!!!) ситуации, когда завершить обгон не удастся.

У кого есть вопросы, и кто посчитает все прочитанное полезным рекомендуйте сайт и статью знакомым и друзьям.
ВОКОМ® - зарегистрированная марка "Центра контраварийной подготовки водителей МастерКласс". Ссылка на методику и статьи при обучении и описании в любых средствах информации обязательна.
P.S.
А для более «интимного» общения и объяснения персонально Вам тонкостей, можете «похвалить» меня через ЮМани https://yoomoney.ru/to/4100118098522272. Пообщаемся через https://chattern.ru/ - ссылку приглашение сброшу в личку.
Мои каналы:
https://dzen.ru/saferoad
https://vk.com/alexeynkolontai
https://rutube.ru/u/SafeRoad/
https://www.youtube.com/@Safe_Road
https://t.me/mclassru
ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
ВОКОМ® - зарегистрированная марка "Центра контраварийной подготовки водителей МастерКласс". Ссылка на методику и статьи при обучении и описании в любых средствах информации обязательна.

С уважением к моим Читателям и Ученикам,

руководитель "Центра контраварийной подготовки водителей МастерКласс"

Алексей Н. Колонтай

с 1991 года по 2004 год ведущий тренер и исполнительный директор

Центра Высшего Водительского Мастерства засл.тренера СССР по автоспорту, проф. Цыганкова Э.С..С.

2024-09-30 00:02